Из книги «Шнауцер» Ханс Ребер (перевод Н.М.Третьяковой) 


Ханс Ребер: С возрастом шнауцеры тяготеют к образованию необычных привычек, которые можно даже назвать чудачествами .

 

Ханс Ребер : С возрастом шнауцеры тяготеют к образованию необычных привычек, которые можно даже назвать чудачествами.

Одна из наших сук постоянно перетаскивала свой матрасик туда, где находилась моя жена. Собака укладывала матрас таким образом чтобы один угол был приподнят, опираясь на ножку стула или иную мебель, и укладывала голову на образовавшееся возвышение. Никто и никогда даже не пытался учить ее ничему подобному.>

Другой пес брал миску в зубы ,если в еде не хватало мяса, ставил ее перед хозяином, словно хотел сказать: «Глянь ка на эту ничтожную жратву!»

Один шнауцер перевертывал миску, когда был уже сыт, и это независимо от того, оставалась ли в миске еда. Нельзя не отметить что хозяйка дома не была в восторге.

«Шеф» отыскивал хозяйский автомобиль на любой автостоянке города и охранял его, что имело следствием оплату его владельцем некоторого количества брюк (в том числе и полицейских). Прикрепить к стеклу автомобиля штрафную квитанцию было возможно только через труп собаки.

«Джек» каждое утро «ходил за покупками». Он направлялся к деревенской мясной лавке, терпеливо ждал, когда очередной покупатель откроет дверь, чтобы проскользнуть следом за ним и встать перед прилавком. Как только он, наконец получал свой обрезок колбасы, то неторопливо трусил домой.

Я вовсе не хочу сказать, что на такие странности способны только шнауцеры, но для шнауцеров такое поведение не исключение, а, скорее, норма.

Р. Штребель (по поводу собственно названия шнауцер)

«В конце прошлого (19) века наметилось смещение понятий и под шнауцером понимались собаки с отчетливо выраженными бородами, усами и бровями, чему сопутствовали удлинненная, но тем не менее жесткая и проволокообразная шерсть, и темный чепрак с более светлыми конечностями; в то же время собак с заостренными головами, более короткой шерстью, по большей части однотонного грязно-серого окраса называли пинчерами. Ранее пинчерами называли только короткошерстных собак.»

Трудно точно установить время появления названия «шнауцер». В 1842 году появилась книга Иеремии Готтхельфа «Швейцарские зарисовки и сказания» в которой фигурирует слово «шнауцер», что позволяет предположить ,что слово это было достаточно употребительным еще до того, как им воспользовались кинологи, чтобы с его помощью обозначить определенную породу собак.

Официально жесткошерстные немецкие пинчеры были переименованы в шнауцеров в 1917 году в шестом томе племенной книги Пинчер-Шнауцер клуба Германии. >

Обозначение пинчер применительно к совершенно определенному типу собак существовало задолго до того, как им воспользовались кинологи. Так в переписке между Гете и Цельтером от 1816 года Цельтер пишет Гете :»…они имеют обыкновение купировать поэтов и художников как пинчеров.»

В 1832 году увидела свет книга Иоганна Вильгельма Баумайстера «Охотничьи и прочие собаки во всех их проявлениях» в которой можно прочесть о «бенчуре или крысолове». Нам остается только гадать вызвано ли такое написание особенностями местного произношения – Баумайстер жил в Штуттгарте - или же имеет место опечатка. В любом случае из описания этого «бенчура» ясно ,что речь идет о собаке удивительно похожей на шнауцера. Баумайстер пишет: "У бенчура или крысолова …морда покрыта грубой шерстью…покровная шерсть не осень длинная но грубая".

Обыкновение шнауцера охотиться не по следу, а по зримой добыче, обратило на себя внимание Баумайстера уже в те времена. Он пишет следующее: " …охотится по виду, а не по запаху". Баумайстер упоминает также неподкупную настороженность (одно из типичнейших качеств шнауцера):»…чрезвычайная настороженность делает этот вид собак очень популярным и пользующимся большим спросом…эту породу отличает темперамент и неприятие чужаков, умение выделять друзей дома и неприязнь к попрошайкам».

От внимания Баумайстера не укрылись ни упрямство ,ни своеволие шнауцеров :»При дрессировке эти собаки выказывают строптивость и упрямство».

Одно из первых описаний пинчеров можно найти в книге Х.Г.Райхнебаха «Собаки их основные и второстепенные породы», изданной в 1836 году. Согласно его описанию пинчеры любят тепло и поэтому охотнее всего обретаются в конюшнях, они подвижны, ловки и не выказывают фальши. Райхенбах пишет :» Склонность пинчера к охоте является врожденной и если его содержать в доме, то он ищет возможность удовлетворения своей страсти… преследуя крыс. При врожденной подвижности пинчера его не следует надолго запирать, так как в этом случае он подвержен собачьей ярости «

Деятельность и живой темперамент пинчера позволили А. Брэму в первом издании «Жизни животных»(1864 г.) не рекомендовать «пинчера» в качестве домашней собаки,»потому что они своим постоянным беспокойством доставляют владельцу больше огорчений, чем радости».

Доктор Леопольд Фитцингер в книге «Собаки и их породы «(1876) относит жесткошерстного пинчера к шелковистым собакам(Canes extrarii), а гладкошерстного пинчера относит к группе булленбейсеров (Canes Molosii)

Жесткошерстного пинчера Фитцингер описывает следующим образом :»Касательно происхождения этого помесного типа нет сомнений в родстве с болонкой и шпицем, так как признаки обеих названных пород ясно видны в строении тела. Таким образом это просто помесь.

Имея такой же размер и общие очертания, они отличаются от двух названных пород следующими признаками:

Голова несколько длиннее, мельче и менее округлая, лоб не такой выпуклый, морда длиннее и заостреннее, уши короче, уже, округленные и менее висячие, туловище, вследствие более короткой оброслости выглядит тщедушнее, хвост заметно тоньше.

Главное же отличие состоит в качестве и количестве шерсти, которая гораздо короче по всему телу, короткая, прямая и неплотно прилегающая, менее тонкая.

Морда также покрыта торчащей шерстью, удлиненной и производящей впечатление бороды.

Окрас по большей части однотонный рыжеватый, светло-серый, темно-серый, серовато-черный или черный.

Нередко имеют обыкновение калечить эту породу, обрубая хвосты и уши «.

Гладкошерстного пинчера Фитцингер считал продуктом скрещивания «маленькой датской собаки с прямоногой таксой, Фитцингер описывает эту породу очень подробно, считая наиболее типичным окрасом черный с подпалом, зачастую с белыми отметинами на кончике морды, на груди, на передней поверхности шеи, на груди и лапах. Описанние он заканчивает следующими словами:»В отдельных местностях Германии эта порода известна под названием раттлер(крысолов). Англичане называют этих собак терьерами, хотя этим названием они имеют обыкновение определять также гебридскую собаку, трюфельную собаку и английскую выдровую собаку. Гладкошерстный пинчер это резвая живая собака, которую одинаково охотно содержат как в комнатах, так и на конюшнях, причем в последнем случае собаки показывают явную приязнь к лошадям.

Эту породу можно использовать при охоте на лису и барсука так же успешно как такс, поскольку пинчеры мужественно и охотно залезают в норы .Особенно великолепны эти собаки в ловле крыс.

Теорию Фитцингера о родстве пинчеров с черноподпалым английским терьером опровергает Жан Бунгартц в книге «Руководство по оценке чистопородности собак»(1888 г.) Он пишет следующее:»Не следует рассматривать как проявление преувеличенного национализма стремление обратить внимание на немногочисленные породы пинчеров нашего Отечества, в противном случае пришлось бы таким же образом определить стремление англичан в короткое время произвести большое количество пород терьеров. Если бы стремление и талант к разведению проснулись бы у нас раньше, то мы бы тоже смогли из первозданного материала получить больше разновидностей пинчеров.»

Р Штребель, художник и кинолог, смог наблюдать как современник процесс превращения< неизвестной конюшенной собаки в шнауцеров и пинчеров и при этом делал записи и зарисовки. Благодаря ему мы сегодня имеем возможность рассматривать рисунки и литографии собак начального периода разведения. Думается, что его слова о происхождении шнауцеров заслуживают доверия, так как это свидетельства очевидца.

Штребель наблюдал и описал преврашение собак извозчиков и конюхов в популярную ныне породу.

«…При этом они (извозчики) отдавали предпочтение более крупным, мощным экземплярам с густой жесткой оброслостью, потому что плотная шерсть делала собаку более пригодной к охране повозок в любое, даже холодное время года, а крепкое сложение позволяло хорошо проявить себя при сопровождении повозок.

Х .Ребер. Первоначально собаки извозчиков были существенно меньше ростом, чем современные шнауцеры. В швейцарских племенных книгах первые миттельшнауцеры, называвшиеся в то время «жесткошерстные немецкие пинчеры», имели рост от 36 до 42 см, а цверги весили 3,5 кг, что соответствует росту 30 см. Согласно Штребелю часто встречались собаки с перекусом «собаки с мордами мопсов».

Точку зрения Штребеля поддерживал его современник Кирхлер, писавший в 1892 году о «немецком жесткошерстном пинчере» следующее:»Пожалуй не другой собаки, которая бы так хорошо бы подходила к конюшне, как наш крысолов. Предпосылками для этого являются не только его стремление к обществу лошадей, но, прежде всего, враждебность к крысам и мышам, постоянным нежелательным обитателям конюшен. Крысолов преследует крыс как кошка и выказывает в борьбе с крысами большее мужество, нежели кто-либо другой. В доме он тоже приятная собака, которая прекрасно находит общий язык с детьми. В сравнении со шпицем он имеет большое преимущество, так как при такой же настороженности производит мало шума, умен, смел без склочности и драчливости. Проявляет большую преданность хозяину.

Бунгартц (1884) характеризует так же гладкошерстного пинчера. Он отмечает бдительность, резкость, настороженность, преданность, ожесточенность против грызунов, в особенности крыс и чрезвычайную приязнь к лошадям.

Х .Ребер «Что требовали от своих собак конюхи и извозчики?>

Там, где ежедневно кормили лошадей овсом, водились мыши и крысы. Они пожирали и портили дорогой корм. Борьба с вредителями велась непрерывно. Основной задачей конюшенных собак была борьба с вредителями. Для этой цели требовалась маленькая, ловкая и бесстрашная собака с ярко выраженной охотничьей страстью. Крысы способны энергично защищаться и кусаться, значит собака с жесткой топорщащейся шерстью на морде получала преимущество.

Ночью нужно было охранять дорогие повозки и лошадей. Из многих источников известно, что вокруг конюшен всегда возникали сомнительные люди, а конокрадство становилось почти профессией. Таким образом собаки должны были охранять конюшни и лошадей. Значит конюшенные собаки должны были быть недоверчивыми ко всем чужакам, настороженными, способными к нападению и обладать повышенным чувством собственности.

Рано утром снова трогались в путь. В дороге находились с утра до позднего вечера. Покрываемые за день расстояния были небольшими, около 20 километров, но собаки все время бежали рядом, несмотря на любую погоду. К тому же во время остановок на отдых собаки охраняли обоз, а вечером начиналась ночная служба. Для такой нагрузки нужны были выносливые, упорные собаки.

Трудно представить, что возчики и конюхи заботились о пропитании и самочувствии своих собак. А это побуждало собак развивать самостоятельность и неприхотливость в добывании пропитания и отыскании укрытия от непогоды.

Эта самостоятельность шнауцеров и пинчеров (и сегодня отмечаемая как отличительный признак породы ) будет постоянно бросаться в глаза и вынудит А. Брэма написать :»Духовные способности всех пинчеров заслуживают особого внимания, они схватывают на лету, самостоятельно принимают решения, проявляют ловкость и приспосабливаются к любой ситуации не без удобства «.

Собака, неспособная выполнять такие условия, выбывала из игры. Селекция проводилась только по пользовательным качествам, а размеры и окрас не имели значения.

Из этого сырого материала примерно в 1878 году началась целенаправленная организованная селекция, конечным результатом которой стали наши сегодняшние пинчеры и шнауцеры.

Известный немецкий кинолог доктор Р. Шмидеберг в своем письме одному англичанину отвечает на вопрос о том, что такое пинчер.»…Это определенно было бы интересно, если бы нам удалось внести больше ясности касательно этой породы, выставленной в Ганновере, если вообще возможен исчерпывающий ответ на данный вопрос. Мое, не претендующее на истину мнение, заключается в том, что пинчер представляет собой породу аналогичную английскому терьеру; является ли гладкошерстный пинчер самостоятельной породой, аналогичной так называемому манчестерскому терьеру или мы имеем дело с экземплярами происходящими из Англии,- в этом вопросе для меня ясности нет, но мне определенно кажется, что жесткошерстный пинчер представляет собой полностью отличный от английских терьеров тип, оригинальность самобытность которого невозможно отрицать и я, пожалуй, возьмусь утверждать, что мы имеем дело с определенной породой, потому что этот тип постоянно проявляется, несмотря на отсутствие какого то ни было рационального разведения, и не дает превратить себя в окончательную помесь ….В Ганновере выставлялись только жесткошерстные пинчеры немецкой породы, но настолько различных типов, что непредвзятому наблюдателю было ясно, как мало типичных признаков имеет у нас эта порода.


← Статьи